Категории раздела

Мои статьи [1]

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории

Мои статьи [1]




Воскресенье, 19.05.2024, 21:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Мой персональный сайт
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

К вопросу изучения истории мировых цивилизаций
На сегодняшний день существуют две самостоятельные взгляды на историю мировых цивилизаций и на развитие человеческого общества. Первой в философии истории возникла теория локальных цивилизаций, основателем которой по праву считается итальянский мыслитель Джамбаттиста Вико (1668 - 1744).
 
Джованни-Батиста Вико (1668 - 1743) – итальянский мыслитель, философ, основоположник историзма и современной философии истории. В своем основном труде "Основания новой науки об общей природе наций" развивал идею о том, что исторический процесс имеет объективный и провиденциальный (осуществления замысла Бога на земле) характер. Он считал, что все нации развиваются по циклам, состоящим из 3-х эпох: Божественной эпохи – безгосударственное состояние, подчинение жрецам Героической эпохи – аристократическое государство Человеческой эпохи – демократическая республика или представительная монархия. Важными средствами для познания истории считал язык, мифологию, законодательство, погребальные и свадебные обряды. "Новая наука" Вико оказала существенное влияние на развитие исторической науки, заложила основы циклической теории цивилизации. Дж. Вико принадлежит идея исторического процесса, имеющего объективный и провиденциальный характер. В трактате "Основания новой науки об общей природе наций", Вико сформулировал пронизанную историзмом концепцию природы, общества и человека. Он считал, что существует идеальная вечная история, этапами которой являются возникновение, зрелость, упадок и падение. Эти этапы проходит каждая нация в положенное время. Каждая нация по Вико развивается циклически: от первобытности к цивилизации, а от цивилизации—к анархии, то есть полному упадку и падению.Вико утверждал, что «с исторической точки зрения, общество развивается циклично: первоначальное проявление воображения, суеверия и обычая сменяются разума, которое в свою очередь, приходит в упадок и сменяется правлением воображения».
 
«Человеческая история познаваема постольку, поскольку она создана людьми, подобно тому, как природа известна создавшему ее Богу»
                                                                                                                                                                                                Дж. Вико
 
В последующие века концепция, заложенная Дж. Вико получило развитие в трудах Освальда Шпенглера, Арнольда Тойнби, Н.Я. Данилевского, Л. Н. Гумилева. В концепцию локальных цивилизаций была положена идея о существовании на протяжении всего развития человечества нескольких культурно-исторических типов. О. Шпенглер выделял восемь таких типов цивилизации, тогда как Н.Я. Данилевский насчитал девять культурно-исторических типов.
 
 Освальд Шпенглер—немецкий философ, представитель течения "философия жизни". Развил учение о культуре как о множестве замкнутых «организмов», выражающих коллективную «душу» народа и проходящих определенный жизненный цикл, длящийся около тысячелетия. Умирая, органическая культура перерождается в свою противоположность – цивилизацию, в которой господствует голый техницизм, а на смену творчеству и развитию приходят бесплодие и окостенение. Главное сочинение: «Закат Европы» в 2 томах. Особое место в сочинении, Шпенглер отводил восхвалению прусского духа, монархии и дворянского сословия. Шпенглер считал, что война— "вечная форма, высшего человеческого бытия". Шпенглер отвергла закономерное единство всемирно-исторического развития. В его понимании история—это процесс смены независимых, неповторимых культур, особых сверхорганизмов, имеющих индивидуальную судьбу и переживающих периоды возникновения, расцвета и умирания. Шпенглер видел задачу философии истории в том, чтобы постигать "морфологическую структуру" каждой культуры, в основе которой лежит "душа культуры". Согласно Шпенглеру, начиная с XIX века западная культура вступила в период своего упадка, тогда как этапом ее расцвета была средневековая эпоха. Шпенглер выделили восемь типов культур:
  • египетская культура
  • индийская
  • вавилонская
  • китайская
  • греко-римская
  • византийско-арабская культура
  • западноевропейская
  • культура майя
Важное значение в теории локальных цивилизаций имеют работы английского историка и социолога Арнольда Тойнби (1889—1975).
 
Арнольд Тойнби был автором множества исследований по историко-философским, социологическим и политическим проблемам. Положение ученого—специалиста, вовлеченного в мировую политику на самом высоком уровне (эксперт на международных конференциях во время первой и второй мировых войн), в значительной степени определило характер и масштабы его исторического мышления. Тойнби—автор теории круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит аналогичные стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Движущей силой исторического процесса Тойнби считал «творческую элиту», увлекающее за собой «инертное большинство». Основные факторы прогресса по Тойнби—это духовное совершенствование индивидов и эволюция от примитивных верований через универсальные религии к единой религии будущего.
 
Цивилизация — главное понятие, служащее Арнольду Тойнби для организации всего конкретного исторического материала. Цивилизации разделяются им на три поколения.
 
Первое поколение — примитивные, маленькие, бесписьменные культуры. Их много, и возраст их невелик. Они отличаются односторонней специализацией, приспособлены к жизни в конкретной географической среде; надстроечные элементы: государственность, образование, церковь, а тем более наука и искусство — в них отсутствуют. Эти культуры размножаются, подобно кроликам, и гибнут стихийно, если не вливаются благодаря творческому акту в более мощную цивилизацию второго поколения. Творческий акт затруднен статичностью примитивных обществ: в них социальная связь (подражание), регулирующая единообразие поступков и устойчивость отношений, направлена на умерших предков, на старшее поколение. В таких обществах правит обычай, и инновации затруднены. При резком изменении условий жизни, которые Тойнби называет «вызовом», общество не может дать адекватного ответа, перестроиться и изменить образ жизни. Продолжая жизнь и действовать так, как будто «вызова» нет, как будто ничего не произошло, культура движется к пропасти и гибнет. Некоторые общества, однако, выделяют из своей Среды «творческое меньшинство», которое осознает «вызов». Среды и способно дать на него удовлетворительный ответ. Эта горстка энтузиастов — пророков, жрецов, философов, ученых, политиков — примером собственного бескорыстного служения увлекает за собой косную массу, и общество переходит на новые рельсы. Начинается формирование дочерней цивилизации, унаследовавшей опыт своей предшественницы, но гораздо более гибкой и многосторонней. Согласно Тойнби, культуры, живущие в комфортных условиях, не получающие «вызова» со стороны Среды, пребывают в состоянии стагнации. Только там, где возникают трудности, где ум людей возбуждается в поисках выхода и новых форм выживания, создаются условия для рождения цивилизации более высокого уровня.
 
В цивилизациях второго поколения социальная связь направлена на творческие личности, которые ведут за собой пионеров нового социального порядка. Цивилизации второго поколения динамичны, они создают большие города, вроде Рима и Вавилона, в них развивается разделение труда, товарный обмен, рынок. Возникают слои ремесленников, ученых, торговцев, людей умственного труда. Утверждается сложная система рангов и статусов. Здесь Могут развиться атрибуты демократии: выборные органы, правовая система, самоуправление, разделение властей. Возникновение полноценной вторичной цивилизации не предрешено. Для того чтобы она появилась, необходимо стечение ряда условий. Поскольку это не всегда имеет место, постольку некоторые цивилизации оказываются застывшими, или «недоразвитыми К последним Тойнби относит общество полинезийцев и эскимосов. Он подробно исследовал вопрос о возникновении очагов цивилизации второго поколения, которых он насчитывает четыре:
  • Египетско-шумерская
  • Минойская
  • Китайская
  • Южноамериканская
Проблема рождения цивилизаций является для Тойнби одной из центральных. Он считает, что ни расовый тип, ни среда, ни экономический строй не играют решающей роли в генезисе цивилизаций: они возникают в результате мутаций примитивных культур, которые происходят в зависимости от комбинаций множества причин. Предсказать мутацию трудно, как результат карточной игры. Цивилизаций третьего поколения формируются на основе церквей: из первичной минойской рождается вторичная эллинская, а из нее, на основе возникшего в ее недрах христианства — формируется третичная, западноевропейская. Всего, согласно Тойнби, к середине XX в. из трех десятков существовавших цивилизаций сохранилось семь или восемь: христианская, исламская, индуистская. Подобно своим предшественникам, Тойнби признает циклическую схему развития цивилизаций: рождение, рост, расцвет, надлом и разложение. Но эта схема не является фатальной, гибель цивилизаций вероятна, но не неизбежна. Цивилизации, как и люди, недальновидны: они не сознают до конца пружины своих собственных действий и важнейших условий, обеспечивающих их процветание. Ограниченность и эгоизм правящих элит в сочетании с леностью и консерватизмом большинства приводят к вырождению цивилизации. Однако в ходе истории степень осознания людьми последствий своих действий возрастает. Степень влияния мысли на исторический процесс увеличивается. Авторитет ученых и их воздействие на политическую жизнь становятся все значительнее. Религии распространяют свое влияние на политику, экономику и повседневную жизнь.
 
Большой вклад в развитие теории локальных цивилизаций внес русский историк Николай Яковлевич Данилевский (1822 – 1885). В своем главном труде "Дарвинизм", Данилевский излагал все возражения, сделанные иностранными учеными против Дарвина и эволюционной теории. В произведении "Русь и Европа" пересматривал славянофильскую теорию и сформулировал воззрения националистов. Он видел в славянстве и России особый культурно-исторический тип, который для дальнейшего своего развития должен по возможности устранить себя от европейской жизни и извлекать из нее только то, что может содействовать созданию и укреплению самобытного славянства.
 
Данилевский выделял в качестве основных культурно-исторических типов (реализовавших себя в истории) следующие:
  • египетский
  • китайский
  • ассиро-вавилоно-финикийский
  • индийский
  • иранский
  • еврейский
  • греческий
  • аравийский
  • германо-романский или европейский
Уже в ближайшем будущем, считал Данилевский, огромную роль в истории предстоит играть новой культурно-исторической общности—России и славянскому миру.
 
В современной исторической науке теория локальных цивилизаций получило свое дальнейшее развитие. По мнению сторонников современной локальной теории цивилизаций, основу развития составляют, с одной стороны творческая деятельность индивидов, с другой - культура, общество и государство, причем индивиды и формируют культурно-исторический уровень развития цивилизации. Прогресс человечества им представлялся как смена культур и цивилизаций. Именно эту идею выдвинул советский историк Лев Николаевич Гумилев (1912 – 1992) – советский, российский историк, географ, доктор исторических наук, один из авторов концепции локальных цивилизации и теории этносов как биосоциальных категорий.
 
Теория Гумилева зиждется утверждении, что «этносы» суть биологические организмы с четко выделяемыми периодами молодости, зрелости и старения. В число «этносов» у Гумилева попадали не только собственно этнические, но также конфессиональные, политические и даже профессиональные группы. Этносы рождаются и умирают с периодом в 1200-1500 лет. Зарождение новых этносов, согласно его концепции, происходит благодаря «пассионарному толчку», провоцируемому космическим излучением. Эта теория была создана Гумилевым в попытке объяснить быстрые и волнообразные этнические процессы в Великой Степи эпохи античности и Средневековья; эти процессы действительно подчас были как-то связаны с изменениями климата, и в этом смысле увязывание ученым этноса и ландшафта в какой-то степени оправданы.
 
Однако абсолютизация роли природных факторов лишила «теорию этногенеза» убедительности. Принадлежащий Гумилеву термин «пассионарность», которым он обозначал первоначальный этнический активизм, обрел самостоятельную жизнь, уже не имеющую ничего общего с «теорией этногенеза».
 
Теория локальных цивилизаций получила свое дальнейшее развитие в этнокультурной концепции, которую впервые озвучил американский политолог и социолог Сэмюэл Хантингтон (р. 1927 г.). В своей книге «Столкновение цивилизаций» он высказал мнение о неизбежности противостояния исламского и западного миров, которое придет на смену советско-американскому противоборству. Основные идеи Хантингтона органически вписываются в теорию локальных цивилизаций: Цивилизации — это большие конгломераты стран, обладающие какими-либо общими определяющими признаками (культура, язык, религия и т. д.) Как правило, основным определяющим признаком наиболее часто является общность религии. Цивилизации, в отличие от стран, обычно существуют долгое время — как правило, более тысячелетия. После возникновения самых ранних цивилизаций, в течение почти трёх тысячелетий между ними не было никаких контактов или эти контакты были очень редкими и ограниченными. Каждая цивилизация видит себя самым важным центром мира и представляет историю человечества соответственно этому пониманию. Западная цивилизация возникла в VIII—IX веках нашей эры. Она достигла своего зенита в начале ХХ века. Западная цивилизация оказала решающее влияние на все остальные цивилизации. Восприятие западного влияния (вестернизация) и технологический прогресс (модернизация) могут происходить раздельно или совпадать (частично или полностью). Религиозный фанатизм часто является реакцией обывателя на модернизацию, вестернизацию или же на сочетание того и другого. Некоторые цивилизации (западная, индуистская, синская, православная, японская и буддистская) имеют свои «стержневые», то есть главные, страны, а другие цивилизации (исламская, латиноамериканская и африканская) не имеют стержневых стран. Цивилизации, имеющие стержни обычно более стабильны.
 
Сэмюэл Хантингтон выделил следующие типы современных цивилизаций:
  1. Западная цивилизация
  2. Исламская цивилизация
  3. Индуистская цивилизация
  4. Синская цивилизация
  5. Японская цивилизация
  6. Латиноамериканская цивилизация
  7. Православная цивилизация
  8. Африканская цивилизация
Таким образом, теория локальных цивилизаций рассматривала цивилизационный процесс как смену культурно-исторических типов. В данной теории прогресс человечества представляется через наследование достижений предшествующих цивилизаций, и создании на этой основе более высокой материальной и духовной культуры. Поэтому, изучение истории мировых цивилизаций по данной теории дает возможность осмыслить каждую цивилизацию в отдельности, что существенно повышает уровень познаваемости и проникновенности в культуру, общественные отношения, государственно-политическую трансформацию каждой отдельно взятой цивилизации мира.
Категория: Мои статьи | Добавил: Rom (07.05.2011)
Просмотров: 6129 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024